На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крым - Россия

3 807 подписчиков

Свежие комментарии

Мем о вертикали власти.




Украинский министр иностранных дел Павел Климкин в одном из своих недавних твитов невольно затронул тему, выходящую далеко за рамки его интеллекта. «Российский проект — это проект авторитаризма. Украинский проект — проект свободы и демократии», —

расхожий мем главный укродипломат, претендуя на глубокомысленность.

Между тем, проблема государственного устройства — на Украине ли, в России, да и в любой другой стране мира гораздо интереснее и познавательнее, чем это простенькое изречение.


Павел Климкин выдал сразу два заблуждения: во-первых, в России не авторитаризм (который, разумеется, вполне уловимо содержит намек на тиранию), а во-вторых, на Украине — не демократия в ее современном понимании. Но противопоставление вовсе неслучайно: путинская вертикаль власти действительно является непримиримым антагонистом майданной вольнице. Именно так можно определить тот строй, который установился сегодня на Украине.

Является ли он демократией? В каком-то смысле да, если иметь в виду классическое народовластие древнегреческих полисов. Правда, в них правом голоса обладали лишь граждане-мужчины старше 18 лет. Их было не больше шести тысяч человек, которые и составляли народное собрание — гилею, собиравшуюся 8–10 раз в год, чтобы решать важные для города вопросы.

Еще 30–40 тысяч были домочадцами граждан полиса, остальные 70–80 тысяч — бесправные рабы. Когда демографическая ситуация приводила к превышению числа членов народного собрания, то есть, в гилею входило больше шести тысяч граждан, то «лишние» люди уходили из города и колонизировали другую территорию. Так организовывался новый полис.

На первый взгляд кажется, что сходства у современных демократий с полисной системой нет никакого — прежде всего потому, что сегодня правом голоса обладает все взрослое население, включая женщин. И, разумеется, нет никаких рабов — они превратились в полноправных граждан.

Однако нельзя не заметить, что государствами по-прежнему управляют своего рода «гилеи» — узкий слой аристократии, которую теперь принято называть элитой. За минувшие века сильные мира сего — настоящие, а не мнимые хозяева жизни, лишь слегка изменили систему управления. Им теперь приходится воздействовать на сознание граждан (в Древней Греции их честно называли рабами), формировать их мнение и настроение, незаметно подталкивая в нужную сторону. Чтобы получить полезный для себя результат, элиты теперь используют средства массовой информации и интернет.

Поэтому-то украинская, и другие демократии, напоминает мне древнегреческую — разумеется, с известными допущениями. Странами, как в Афинах или Спарте, только разросшихся до десятков миллионов, командует «гилея», для которой мнение «рабов» важно только во время избирательных кампаний или майданов. На Украине ее численность вряд ли намного больше, чем у классического полиса.

Как мы теперь знаем, развитие человечества не остановилось на полисах. Древний Рим, перенявший у греков полисную систему, позже ее уничтожил, объединив свободные города в одну страну. Именно на Апеннинах были «изобретены» депутаты — посредники между народом и властью. Сенаторы, консулы, проконсулы не могли не появиться — граждан с правом голоса стало слишком много, гилея не поместились бы ни на одной площади города.

Республика, в которой вся полнота власти принадлежала Сенату, просуществовала по историческим меркам недолго. Подошло время империи, имевшей самую прогрессивную на тот момент форму правления. И, разумеется, императоров — монархов, на которых лежала персональная ответственность за устройство жизни в государстве.

Идеальная монархия, которая просуществовала до наших дней, — британская. Ее стержень — ярко выраженная вертикаль власти: Короне присягают на верность все государственные служащие, начиная с постового полицейского и заканчивая премьер-министром.

На Туманном Альбионе нет граждан — там живут подданные. Им разрешено голосовать только за партии, входящие в нижнюю палату парламента (члены верхней назначаются сюзереном), а первые прямые выборы прошли лишь в 2000 году. Да и то выбирали только мэров городов (далеко не всех), которые выполняют, фактически, общественную нагрузку, решая мелкие проблемы вроде покраски бордюров, вывоза мусора и стрижки газонов. Реальная власть (то есть, деньги) по-прежнему у представителей Короны — лорд-мэров. Подданным Ее Величества создают иллюзию, дозировано давая им поиграть в демократию. Но даже близко не подпускают к реальному управлению государством.

Пожалуй, одна из немногих стран, где существовала современная демократия, — это Польша. Здесь магнаты (то есть, опять же, элита) выбирала короля. Однако это не означало, что потом они беспрекословно подчинялись приказам. Даже армия для защиты отечества состояла из частей, откомандированных региональной аристократией. Неудивительно, что такое государство было нежизнеспособно — его несколько раз легко делили между собой страны с ярко выраженной вертикалью власти.

Именно вертикаль власти является гарантией, что…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Картина дня

наверх