На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Крым - Россия

3 807 подписчиков

Свежие комментарии

Украинская «Церковь» торжественно признала своё гитлеровское происхождение.



Харьковско-Полтавская «епархия» непризнанной т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») отметила 75-летие, без обиняков признав, что «церковь», к которой она принадлежит, была учреждена на Украине при оккупационной гитлеровской власти.

Собственно, не появись в интернете сообщение о данном праздновании, никто из прихожан «УАПЦ» и созданного на её основе т.н. «Киевского патриархата» и не обратил бы внимание, что данная религиозная организация была организована в 1942 году. Те есть, как минимум, с одобрения рейхскомиссара Украины Эриха Коха (на самом деле, как мы покажем – по прямому распоряжению фюрера). Потому-то, «священноначалие УАПЦ» застенчиво «пропустило» юбилей.

Харьковские же «автокефалы» подставили «національну церкву» по банальной глупости, помноженной на тщеславие: решили выпендриться, продемонстрировав, что их – харьковско-полтавская «автокефалия» куда более древняя, нежели общеукраинская.

Итак, в полуторамиллионном Харькове состоялось торжественное заседание, на которое, судя по его впечатляющей массовости, собралась, пожалуй, вся местная паства «УАПЦ» (см. фото).

Конгресс сей, как сообщается, явился «завершающим эпизодом 75-летнего юбилея Акта об объединении Харьковско-Полтавской епархии и Украинской Автокефальной Православной Церкви, подписанного митрополитом Феофилом Булдовским и епископом Мстиславом Скрыпником 27 июля 1942».

«Епископ» Скрыпник, известен как будущий «патриарх УАПЦ», бежавший с отступавшими немцами. Добежал, он традиционно для украинских нацистов, аж до США – страны, которую, кстати, Скрыпник за каких-то пару лет до своего рывка с Украины, проклинал как «жидовского» противника «Великого Европейца Адольфа Гитлера».

Но кто такой Феофил Булдовский?

«Каноничность» под анафемой

Вот что изложил один из докладчиков на «торжественной академии»: «Владыка Феофил… во время национальной революции 1917-1921 гг. (была, оказывается, такая, – Д.С.) стал одним из самых ярых сторонников автокефалии Украинской Православной Церкви… Но он не принимал радикализма Васыля Лыпкивського и его сторонников (речь идёт о первой генерации «УАПЦ», созданной при кураторстве отдела религиозных культов ВУЦИК, – Д.С.). Поэтому, уже став архиереем, владыка Феофил возглавляет альтернативную движению Василия Липковского юрисдикцию, которая сохраняла апостольское преемство рукоположения, твердо стоя на позициях возрождения идентичности украинского православия… Будучи убежденным епископом Мстиславом Скрыпником в соблюдении канонических норм УАПЦ, образованной в 1942 году (здесь уже речь идёт о второй – гитлеровской – генерации «УАПЦ», – Д.С.), митрополит Феофил решает объединиться с ней».

Итак, обратим внимание: самосвяты из первой – большевистской – генерации «УАПЦ» (в честь которых уже успели переименовать кучу улиц в порядке… декоммунизации) уже признаются неканоничными. Так что же это за «каноническая» такая «Харьковско-Полтавская епархия» во главе с «владыкой Феофилом»?

Впервые его имя всплывает после Февральской революции. На Полтавском епархиальном съезде по докладу простого тогда кладбищенского священника, но завзятого украинофила Булдовского была принята программа ни много ни мало – переустройства всей Церкви «на национальных началах». Оное предполагало введение мовы в богослужение, «возрождение» в богослужебной практике неких «специфически украинских чинопоследований и обычаев», строительство храмов «в национальном стиле», украинизацию духовных школ, запрет на поставление великороссов на «украинские» кафедры и т.д. и т.п.

Данная инициатива как-то не встретила понимания ни в Киевском экзархате РПЦ, ни в Московской патриархии. Союзником Булдовского оставался лишь его единомышленник и правящий архиерей. 1923 году он, несмотря на возражения экзарха Украины митрополита Киевского Михаила, рукоположил Булдовского во епископа Лубенского и Миргородского, викария Полтавской епархии. А уже на следующий год Феофил провозгласил себя «автокефальным епископом Полтавским».

Следует сказать, что к этому моменту в УССР уж три года действовала практически государственная «УАПЦ». Но Феофил, как канонически рукоположенный епископ считал ниже своего достоинства состоять в одной шайке с ряженными самосвятами. Другое дело, что абсолютно неканоническое повышение самого себя в должности викария (т.е. управделами епархии) до управляющего епархией (т.е. до апостольского ранга) мало чем отличалось от ряженства конкурентов по «автокефалии».

Тем временем экзарх Украины митрополит Михаил созвал собор архиереев для суда над епископом Феофилом, и в декабре 1924 года последний был извержен из сана и отлучен от Церкви. Таким образом, с 1924 года он уже действовал не как канонический епископ (каковым не пробыл и двух лет), но как лицо, не имеющее никакого отношения к Церкви. Тем не менее, к Булдовскому примыкает бывший викарный епископ Подольской епархии раскольнической «обновленческой» «Живой церкви» Павло Погорилко.

Следует сказать, что к середине 1920-х годов обновленчество, также всячески поддерживавшееся Главным политическим управлением при НКВД, практически сошло на нет. ГПУ потеряло к «Живой церкви» интерес, ибо оная проявила полную несостоятельность в качестве предполагавшегося средства увода верующих из канонической Русской православной церкви. То же – и с «УАПЦ».

Поэтому на заседании Всеукраинской антирелигиозной комиссии при ЦК КП(б)У в начале 1925 года был поставлен вопрос «о создании новой церковной организации. Но чтобы «успешно бороться с тихоновщиною, епископы, возглавляющие её, должны быть строго каноническими с точки зрения верующих масс («тихоновщина», как мы понимаем, это каноническая позиция святителя Московского патриарха Тихона, – Д.С.)». И, главное, «эта группировка» (именно так, по определению учреждавшей её комиссии, – Д.С.) должна была «стать на путь автокефалии Украинской церкви и украинизации богослужения».

В том же году отлучённый от Церкви Булдовский, экс-обновленец Погорилко, а также запрещённый в служении архиепископ Иоанникий Соколовский создали в Харькове инициативную группу по созыву «съезда украинских архиереев». Однако в «соборе», проходящем в Лубнах 4-5 июня 1925, не принял участие ни один действующий канонический епископ. Тем не менее, его участники провозгласили «автокефалию Украинской православной церкви». Интересно, что в своей декларации они отмежевались как от «бывших правителей Украинской церкви дореволюционного периода» с её «контрреволюционной тихоновщиной», так и от «скрытой петлюровщины, которая свила гнездо в Липкивском самосвятстве». Новая группировка получила название «Украинская соборно-епископская церковь» («УСЕЦ»). Её главой с титулом «архиепископ всея Украины» был объявлен Погорилко, а замами Соколовский и Булдовский (на самом деле, действительный руководитель).

Органы ГПУ оказывали «УСЕЦ» всестороннюю поддержку«вплоть до материальной, с целью направления их общей церковной политики в сторону выгодной советской власти». Но и более чем убедительные методы органов не помогли – в «УСЕЦ» было переведено не более 200 приходов по всей Украине (и то – по данным головы «Всеукраинской православной церковной рады» «украинского шовиниста» Феофила Потиенко). Ввиду таких «успехов» уже в 1927 году глава «УСЕЦ» Погорилко, его зам Соколовский, и ещё один «епископ» инициатор Лубенского «собора» Иваницкий перешли в очередной – «григорианский» – раскол.

В конце 1927 года Булдовский созвал в Лубнах очередную «сессию собора епископов Украины», на которой он был провозглашён председателем и возведён в сан «архиепископа», а через год — в сан «митрополита». Однако большевики уже успели убедиться в неэффективности и «Лубенского раскола». Число приходов, состоящих под началом Булдовского, в 1930-х годах резко сокращается.

К 1937 году он переезжает в Ворошиловград. В 1939 году в здесь закрывается последний молитвенный дом «УСЕЦ». В конце 1940 года мы уже обнаруживаем Булдовского в Харькове как частное лицо.

Только с немецкой оккупацией некоторые приходы, открытые на Слобожанщине и Полтавщине, признали воспрявшего духом Булдовского своим первоиерархом. В ноябре 1941 года он уже объявляет себя «митрополитом Харьковским».

Такая вот «каноническая» – с «апостольским рукоположением» «Харьковско-Полтавская епархия». Именно её приходы Булдовский поле беседы, проведенной с ним «епископом Мстиславом Скрыпником» слил в «УАПЦ».

Теперь о том предмете нашего разговора, в который эта самая «епархия» была слита.

Благословлённая фюрером

Поскольку, несмотря на всемерную поддержку большевиков, в «УАПЦ» Лыпкивського верующие вступать отказывались, оная лишилась господдержки и в 1930 г объявила о самороспуске. Более того, почти всё её «священноначалие» на страницах советской прессы торжественно заявило об отречении от Бога.

Мертворожденное творение ВУЦИК было реанимировано при рейхкомиссариате Украины. Рейхсминистерство по делам восточных территорий во главе с Альфредом Розенбергом считало основой религиозной политики на востоке образование автокефальной церкви в каждом из рейхскомиссариатов. Причём предусматривалось создать всем этническим группам отдельную «национальную» церковь (в Православии «строительство национальных церквей» осуждено как ересь этнофилетизма»). Данный план был утвержден на совещании в ставке Гитлера 8 мая 1942 г. Более того, «национальная церковь» была названа «инструментом управления» оккупированными народами. Согласно докладной записке руководителя отдела церковной политики рейхминистерства Розенфельдера от 20 апреля 1943 г. «исходным пунктом и руководящей идеей министерства» определялось «ослабление Православной Церкви московского направления». Соответственно, министерством было оказано покровительство «всем автокефальным устремлениям и направлениям внутри Православной Церкви».

Ну и те отвечали покровителям глубочайше верноподданнической взаимностью.

Обратимся к последним находкам директора Центра евразийских исследований Владимира Корнилова, который занимается ныне изучением коллаборационистской прессы в европейских библиотеках. Только в последние месяцы он обнародовал…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Картина дня

наверх