Крым - Россия

3 807 подписчиков

Свежие комментарии

Как СССР покорил Луну. Советский космический аппарат достиг Луны ровно 55 лет назад

Фотография: Архивное фото

15.09.2014, 08:12 | Владимир Корягин, Павел Котляр

55 лет назад, 15 сентября 1959 года, стало известно об успешной доставке аппаратом «Луна-2» вымпела СССР на поверхность Луны. Человек же попадет на поверхность спутника Земли лишь спустя десять лет, и это будет уже успехом США.

Успешные запуски первых трех советских спутников показали, что подобные аппараты могут функционировать в космосе на протяжении длительного времени. Сразу после этого Сергей Королев поставил задачу запустить на Луну советский корабль и полезный груз. В то время не было ни двигателя космического, ни ракетного блока, который должен был стать третьей ступенью ракеты Р-7. В рамках этого проекта предусматривалась разработка лунной станции и трехступенчатой ракеты 8К72 на базе ракеты Р-7 с целью достижения второй космической скорости и доставки лунной станции на Луну.

Время на проектно-конструкторскую разработку, изготовление и отработку было минимальным: нужно было сохранить приоритет СССР в освоении космоса и исследовании Луны.

«Королев со свойственным ему талантом полководца, который не останавливается перед трудностями, делал многое самостоятельно.1958-й был годом штурма. А в 1959 году был сразу запущен объект «Луна-1», — вспоминает советник президента РКК «Энергия» Борис Соколов, принимавший участие в работе над проектом «Луна-2». Однако первый аппарат пролетел мимо Луны. В СССР обошлись более деликатной формулировкой, написав, что аппарат «стал спутником Солнца».

По словам директора Института космических исследований РАН академика Льва Зеленого, на «Луне-1» был сделан такой важный эксперимент, как искусственная комета. Речь идет о натриевом испарителе, установленном на аппарате. Во время полета он был включен, и образовалось облако, которое можно было наблюдать из обсерваторий на Земле.

«И это стало таким первым активным экспериментом в космосе. После этого такие облака, искусственно сделанные, уже как бы выпускали не в межпланетной среде, а внутри магнитосферы Земли. Следили за их дрейфом, следили за тем, как они движутся. С помощью их можно измерять электрические поля», — рассказал исследователь. Подобный испаритель был установлен и на «Луне-2».

Лев Зеленый рассказал, что на аппарате также стояли плазменные ловушки. А на пути к Луне эти приборы начали зашкаливать.

«Это было первое прямое открытие солнечного ветра, который примерно в то же время теоретики предсказывали. Это такое важнейшее явление. Собственно, мы живем в облаке солнечного ветра. И солнечная корона не находится в равновесии, постоянно растекается», — утверждает академик.

По его словам, это было необычное представление, потому что считалось, что Солнце — шар, гравитация удерживает, как у Земли, атмосферу. А солнечная корона не такая, она ускоряется до сверхзвуковых скоростей. И этот солнечный ветер проходит всю Солнечную систему и доходит до границы ее, сталкиваясь уже далеко, где-то в сто раз дальше, чем расстояние до Земли, с межзвездным веществом.

«И вот это одно из главных открытий космической эры. И когда мы говорим о полярных сияниях, космической погоде, о том, что солнечные вспышки и само Солнце очень многими путями помимо просто света и тепла влияют на Землю, то это все связано с этим. Это было такое великое открытие, но оно не получило достаточной рекламы нобелевского уровня», — рассказал академик.

Запущен аппарат был 12 сентября 1959 года, в 10:39.42 по московскому времени. Его полет продолжался 33,5 часа. В средствах массовой информации было опубликовано сообщение о полете межпланетной станции «Луна-2», доставившей на поверхность Луны вымпел СССР. Это произошло 14 сентября 1959 года, в 0:02.24 по московскому времени, а 15 сентября 1959 года участники этого события принимали поздравления.

«Мечтой Королева были дальние полеты — и к Луне, как промежуточный этап, и к Марсу. Участники создания и осуществления такого пуска были отмечены Ленинской премией. Пресса писала, но без имен и фамилий. Никто обиды не имел. Гнались не за личной славой, а за славой для страны», — утверждает Борис Соколов.

Однако намерения вернуться на Луну актуальны и сейчас. Текст проекта Федеральной космической программы на 2016–2025 годы Роскосмос направил на согласование в правительство России.

«Миссия к Луне — это скорее не технический, а философский и научный эксперимент. Мы уже были на Луне, и с технической точки зрения нам нужно отработать уже существующие технологии полета с учетом научно-технического прогресса в области создания новых материалов и электроники. Но если посмотреть в целом на развитие мировой космонавтики, мы не выбрались дальше околоземного пространства», — считает замгендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации по проектам и программам Юрий Власов.

Он уверен, что миссия к Луне, а потом и к Марсу должна стать общим глобальным проектом всего человечества. С Юрием Власовым согласен и академик Лев Зеленый. Исследователь надеется, что нынешняя программа по освоению Луны будет международной. По словам ученого, нынешняя политическая обстановка пока никак не отразилась на задуманном. Более того, в проекте по освоению Марса ExoMars, сформулированном изначально без участия России, наша страна теперь играет главную роль.

«В 1990-е годы, когда вся остальная наука оказалась в задвинутом состоянии, во времена Ельцина, все-таки пилотируемая космонавтика выжила. Возникла МКС, продолжались работы. И этим в общем-то надо гордиться, и надо использовать. Поэтому, конечно, мы думаем сейчас о следующих орбитах для пилотируемой космонавтики, за пределами Земли», — резюмирует академик Лев Зеленый.